Мастер по дереву - призвание или опыт?

Я часто задумываюсь – что делает человека творцом? Мастером с большой буквы, способным слышать Музыку Сфер? Что видели, подходя к глыбе мрамора великие Микеланджело, Верроккьо и ди Банко?

Моя мастерская. Время – поздний вечер, который еще чуть – чуть, и перейдет в ночь. Верстак, засыпанный ароматной стружкой, аккуратно разложенные в ящиках инструменты. Задумчиво кручу в руках прямоугольный брусок ясеня. Пробегаю пальцами по гладкой, без единого изъяна, поверхности, оцениваю размер и цвет заготовки. Сажусь на стул и прикрываю глаза. Минута, пять, десять – ничего не происходит. Шероховатость дерева в руках, привычный запах мастерской, удаленный гул транспортной развязки. И постепенно происходит странная метаморфоза. Перед моим внутренним взором появляется лежащая на коленях заготовка. Спустя несколько мгновений грани ее светлеют, становятся все прозрачнее и я могу разглядеть то, что находится внутри. Маленькая деревянная фигурка. Пушистый кот, гордо шествующий по своим, кошачьим делам с высоко поднятой головой. Или тонкая девушка в момент зажигательного танца, расправивший крылья стерх, африканская настенная маска.

Мастерская по дереву

В такие моменты я забываю обо всем. О времени суток, голоде и сне. Простой карандаш лихорадочно расчерчивает заготовку, стараясь перенести увиденное в материальный мир. Первый взмах ножа. Золотистая стружка свиваясь, падает на пол. Резец. Стамеска. Снова нож. Очнувшись от наваждения, обнаруживаю лежащий на верстаке черновик, по формам отдаленно напоминающий посетившее меня видение. Дело сделано. Форма навсегда запечатлелась в сознании и частично воплощена в заготовке. Пора домой. Ведь завтра меня ждет кропотливая работа, требующая сосредоточения и внимательности. Одно неверное движение инструмента – и заготовка может быть испорчена безвозвратно.

Быть может, эти строки покажутся кому – ни будь вычурными и полными патетики. Однако, из песни слов не выкинешь, все происходит именно так. И неважно, что я сотворю в результате – маленькую деревянную фигурку забавной дворняжки или ростовую скульптуру прекрасной танцовщицы. Разница будет только в количестве часов и дней, проведенных за верстаком.

изготовление деревянныхфигурок

Возвращаясь же к вопросу, прозвучавшему в первых строках, могу с уверенностью сказать – для того, чтобы стать Мастером, недостаточно одного вдохновения. Как и недостаточно умения ножом и резцом извлекать скрытое из хорошо просушенного ясеневого полена. Мастерство – это еще и кропотливый труд, критичная самооценка, умение долгое время сохранять рабочий настрой. Многие талантливейшие люди, некоторых из которых я знал лично, оставили скульптуру и живопись именно по этой причине. В первые дни Творения они пылали ярким пламенем Желания и Целеустремленности, но уже через какое – то время огонь угасал, не оставив после себя ровного жара, позволившего бы завершить начатое.

Подводя итог всему вышесказанному, я хочу высказать свое мнение. Мастером с большой буквы сможет стать лишь только очень упорный и работоспособный человек. Способный учиться, перенимать интересные и необычные художественные техники, готовый долгие годы посвятить своему самосовершенствованию. Ведь, как бы то ни было, сам по себе Талант – это только входной билет в прекрасный мир Искусства, а кем вы там станете – зависит только от Вас.