Ливио де Марки - мастер по дереву или волшебник?

Мое знакомство с творчеством маэстро, а иначе не назовешь этого выдающегося человека, началось с забавного недоразумения.  Как-то, набрав в поисковике «виды Венеции», я наслаждался работами лучших фотохудожников, запечатлевших этот необычный город ранним утром, солнечным полднем, под призрачным светом луны и звезд. Меня завораживали картины узких каналов, сжатых древними каменными домами, «улиц», где вместо асфальта течет чуть зеленоватая, пахнущая болотной тиной вода. Города, где привычные для нас парковки заменяют пристани, а баскетбольная площадка — неслыханная роскошь, доступная жителям лишь самых фешенебельных районов.

И вот на одном из снимков я увидел импозантного пожилого мужчину, в шляпе и солнцезащитных очках, который утопил свой феррари. Он сидел, чуть развалившись, за рулем несчастного кабриолета, а воды Центрального Канала достигли уже середины дверей. На заднем плане был виден большой туристический катер, давший легкий крен на один бок. Люди толпились у борта, спорили, указывали на горе-водителя пальцами, щелкали затворами дорогих фотокамер. А виновник переполоха держался на удивление спокойно, лишь слегка улыбаясь в пушистые с проседью усы — ведь его феррари был из дерева.

Ливио де Марки

Заинтересовавшись харизматичным любителем эпатажа, я перешел по связанной ссылке. Так, сейчас разберемся. Ливио де Марки, венецианский скульптор, мастер резьбы по дереву. Галерея работ. Войти? Конечно, войти. Иначе, зачем я тут. Щелчок по зеленой кнопке перехода. Опять ничего не понятно. Вот крупным планом женское нижнее белье, сушащееся на веревке, кожаная куртка с поясом, небрежно брошенная на вешалку. Читаю подписи и комментарии. «Одежда из дерева, неотличимая на вид от настоящей…» Так, минуточку. Вы хотите сказать, что вот эти, сушащиеся на веревке кружевные труселя ненастоящие? Из дерева?

Деревянные фигурки

Оказалось, что так. Маэстро де Марки знаменит именно своими «ненужными» предметами. Курткой и плащом, которые никто не наденет  для защиты от ветра или дождя. Балетными туфельками и пуантами, высокими мужскими сапогами, поношенными, со слегка растянутыми голенищами, которые никто не обует.  При этом Мастер даже не пытается замаскировать естественный цвет дерева лаком или краской. Волшебство, заставляющее принимать его деревянные фигурки за ткань, кожу, резину и стекло, кроется в мельчайших деталях и Богом данном таланте. Тут шов, там перекосившаяся молния, морщина или складка  создают совершенную иллюзию, разрушить которую зачастую не под силу даже поясняющим табличкам под каждым экспонатом. Лучший комплимент своему творчеству Ливио де Марки получил на прошлогодней парижской выставке, в одной из частных художественных галерей. Незрячий мужчина, ощупав чуткими пальцами слепого экспонат «Макинтош», с легким недоумением произнес, обращаясь к провожатому:

— Вероятно, мсье ошибся дверью. Это не скульптура, это настоящая одежда.

Деревянные статуэтки

Так удививший меня феррари, также работа де Марко. Истосковавшись по автомобилям, передвижение на которых невозможно в родном городе, он создал катер, полностью деревянную конструкцию, идеально повторяющий формы так полюбившегося мастеру спорт – кара. Но вершиной творчества де Марки я, да и не только я, считаю небольшой деревянный дом в итальянской деревушке Санта-Анна. Небольшой, уютный, расположенный на живописном склоне горы, он полностью сложен из книг. Нет, нет, вы не ослышались. Стены, окна и двери выполнены в виде фолиантов различной толщины, обернутых к наблюдателю корешком, обрезом или тщательно оформленной обложкой. А крыша — отдельная гигантская книга, защищающая волшебный дом от дождя и непогоды.  На вопросы журналистов о том, что подвигло его на создание подобного чуда, де Марки отвечает:

— В детстве, когда о карьере художника и скульптора еще никто не задумывался, а до начала обучения в венецианской Академии изящных искусств было, по меньшей мере, десять лет, я очень любил строить дома из книг. У нас была большая библиотека, и, пока отец занимался работой, я тайком таскал с полок «строительный материал». Отец не раз ругал меня, но до более серьезного наказания дело не доходило, я был очень аккуратен.

Деревянная скульптура - Дом из книжек

Не подкачало и оформление прилегающего участка. Забор из карандашей, ворота-очки, дорожки из точилок. А над домом гордо вздымается печная труба, выполненная в виде перьевой ручки. И это не единственный проект Маэстро в подобном стиле.

Под стать внешнему виду и внутреннее убранство дома. Около входной двери на вешалке сохнет только что снятый деревянный дождевик, под ним сиротливо жмутся друг к другу разношенные непромокаемые башмаки. Усталого хозяина ждет сервированный деревянной утварью стол, а в деревянных бутылках плещется воображаемое вино. Налив себе деревянный стаканчик этого чудесного напитка, хозяин может расслабиться в деревянном кресле или скоротать время за чтением деревянной книги.

деревянные изделия

После завершения стройки в Санта-Анне (1990 год), последовало еще несколько заказов. В 1993 году де Марки заложил Дом из книг в Германии, а в 1995 — в Японии. Помимо домов, изготовления деревянных скульптур и плавающих автомобилей Мастер известен каретой-тыквой, запряженной четверкой лошадей и восьмиметровой вазой с цветами, спущенной на воду в Венеции летом 1997 года. Композиция называется «Любовь к Венеции». А одной из самых эпатажных работ по праву считается «Голова горгоны». Только вместо волос у нее… Ну, сами увидите.