Секреты работы с древесиной

Рассматривая изящные деревянные статуэтки, фигурки птиц и зверей, декоративные подставки и канцелярские принадлежности, размещенные в каталоге нашего сайта, люди часто выказывают свое восхищение мастерством резчика и с интересом расспрашивают о времени, необходимом для создания такой красоты. Ответить на этот вопрос очень непросто. Ведь, собственно, резка, один из важнейших, но далеко не единственных этапов в долгом пути от тихо шелестящей на ветру листвой груши или ясеня до курительных трубок и нард, статуэток из дерева и настенных масок, так красиво смотрящихся в рабочем кабинете, гостиной или каминном зале.

И сегодня, я хочу вкратце рассказать о всех стадиях обработки, которые проходит заготовка, начиная от свежеспиленного дерева и заканчивая скульптурами и забавными деревянными фигурками, украшающими Ваш дом или рабочее место.

Выбор породы дерева
дерево для изготовления статуэток

Для скульптурной резки и создания элементов декора используются в основном лиственные и хвойные породы деревьев, такие как береза, бук, граб, дикая груша и ясень, липа, лиственница, орех и можжевельник. Ведь при изготовлении фигурок из дерева, скульптур, подарочных наборов настольных игр и канцелярских принадлежностей, важна не столько прочность используемого материала, сколько его красота и оригинальность. Если, по задумке Мастера, готовое изделие планируется подвергать дополнительной обработке для выявления внутренней структуры древесины и придания более темного оттенка – применяются заготовки из осины, липы, березы или ивы. Эти породы хорошо впитывают олифу и красители, они пластичны, практически не разбухают от влаги и не растрескиваются при сушке. Когда же требуется сохранить естественный цвет дерева, применяют грушу, орех или каштан. Скульптуры и декоративные элементы из этих пород древесины покрываются бесцветным лаком, полностью сохраняя «живые» тона и структуру поверхности.

Заготовка и сушка древесины
Сушка дерева

Это основной этап, успешное завершение которого позволяет мастеру получить качественную, с высокой степенью эстетичности, заготовку для своего будущего творения. В чем же сложность сушки древесины? Ведь все просто, положил себе на солнышко, и пусть греется. А вот и неправда. Просушенную таким образом заготовку можно использовать разве что при растопке камина. Дело в том, что, набирая влагу, дерево разбухает, а, неравномерно высыхая – трескается, и это делает его полностью непригодным к использованию в качестве материала для создания произведений искусств. Идеальная влажность готовой заготовки  - от 12 до 18% и не процентом более. Один из самых распространенных способов сушки древесины – на открытом воздухе, под продуваемым ветрами навесом. Прямое попадание солнечных лучей категорически запрещено, так как нагрев заготовки будет проходить неравномерно, что приведет к растрескиванию и необратимой порче. Сушка таким методом продолжается 2-3 года.

-Так долго? А можно ли высушить заготовку быстрее? – спросите Вы. Да, безусловно, можно. Один из методов быстрой сушки пришел к нам из седой старины и называется «медленное выпаривание». Заготовка помещается в чан, наполненный опилками той же породы дерева, заливается водой и помещается в печь с постоянной температурой 60-70 градусов. Вода, постепенно испаряясь, поддерживает неизменную влажность заготовки, не давая ей растрескиваться, а опилки, на конечном этапе сушки вбирают в себя остатки влаги. Побочным эффектом этого метода является окрашивание древесины в более темные, нежели естественные, тона. Сушка, в зависимости от размеров заготовки, может длиться от 4 до 7 дней.

Еще один метод – вываривание заготовки в льняном масле. Проникая в поры и капиллярную систему, масло вытесняет влагу, придает водоотталкивающие свойства, проявляет внутреннюю структуру древесины.

Резка

Приступая к работе, Мастер выбирает себе подходящую заготовку, которая впоследствии, под умелой рукой превратится в прекрасное произведение искусств. Какими же качествами должна обладать заготовка? На поверхности не должно быть глубоких трещин и прочих механических дефектов, влажность должна соответствовать норме, цвет древесины должен соответствовать породе и быть ровным, без «наплывов» и «пятен». Опытный резчик всегда выберет заготовку, по размеру в 1,5-2 раза больше, чем задуманное изделие. Такой подход более трудоемок, однако, позволяет достаточно легко избавиться от внутренних трещин и прочих дефектов, невидимых глазу до начала обработки. Касаясь материала резцом, художник должен принимать в расчет прочностные характеристики заготовки, направление волокон и много прочих факторов, влияющих на качество реза. Иначе, очень вероятно, что вместо аккуратного среза, выборки или канавки образуется скол и вся кропотливая работа пойдет насмарку.

Вот так. Теперь, надеюсь, Вы немного лучше представляете себе процесс создания деревянных статуэток и скульптур, от большой настенной маски до маленькой собаки Кляксы.